Сказка о Маленьком Принце #5
Sep. 2nd, 2005 03:05 pm
Следующим утром, едва проснувшись, Маленький Принц почувствовал сильный запах перегара, заставивший его поморщиться. Маленький Принц конечно знал о перегаре в теории (демоны третьего рода обычно знают всё о жизни), но на практике это действительно было ужасно. Он сел и увидел Пьяницу. Тот посмотрел на Маленького Принца мутным, как бы обращённым внутрь себя, взором и спросил: «Третьим будешь?»
«Почему третьим, если нас тут двое?», – спросил Маленький Принц. Пьяница ничего не ответил, продолжая смотреть куда-то сквозь. Маленького Принца разобрало любопытство: «Ведь я могу стать лишь вторым, почему же Вы предлагаете мне быть третьим?»
«Такова традиция», – неживым голосом ответил Пьяница. Эта фраза вызвала в памяти Маленького Принца слова Фонарщика – «таков Уговор», и он сразу вспомнил последние события. Конечно, он не стал отказываться быть третьим…
Пьяница любил поговорить за бутылкой вина, но не был склонен к глубоким рассуждениям. Наблюдая за ним, в какой-то момент Маленький Принц сообразил: «Вы же пьёте, чтоб забыть. Забыть, что вам стыдно. А стыдно вам – от того, что пьёте. Понимаете, это же замкнутый круг». Пьяница ничего не сказал, но посмотрел на него диким, непонимающим взглядом. Через полминуты тягостного молчания он вдруг равнодушно произнёс: «Я пью, потому что мне нравится».
По мере обдумывания этого разговора, железная логика ПутеШествия стала вырисовываться перед Маленьким Принцем. На этой Планете ему явилось существо без ДолгЛюбви, у которого был только Отдых. Пьяница был антиподом Фонарщика, ещё одной плоской проекцией Маленького Принца.
Если верить его словам, Пьяница ничего не знал ни про Уговор, ни про ПутеШествие, ни про другие Планеты. Зато он рассказал Маленькому Принцу про Принцип Неопределённости Цели. Перед этим Маленький Принц пытался выпытать у него, какова цель его нынешнего существования. «А что, обязательно должна быть цель?» – спросил Пьяница. «Конечно», – ответил Маленький Принц, – «вот у моего ПутеШествия есть цель, и я наверняка о ней узнаю, хотя бы, когда дойду до неё». Пьяница усмехнулся: «Позволь мне кое-что тебе объяснить, малыш». Следующие несколько минут он говорил с такой уверенностью, даже изменившись в лице, что Маленький Принц поверил ему сразу и полностью, даже не задумавшись, откуда Пьяница всё это знает.
То, что у ПутеШествия может не быть цели, стало для Маленького Принца настоящим потрясением. Но Принцип Неопределённости Цели был шире и сложнее. Цель могла существовать, но при этом меняться в ходе ПутеШествия. Она могла быть непознаваема, полностью или частично, либо познаваема, но недоступна. Можно было достичь её и не узнать об этом. «Но на самом деле, всё просто», – сказал Пьяница, – «ведь в конце концов, неважно, есть ли цель, и знаешь ли ты её. Важно – найдёшь ты, или нет».
После этой фразы взгляд Пьяницы опять стал мутно-сосредоточенным, и Маленький Принц почувствовал, что пришло время лететь дальше. Он провёл на Планете Пьяницы уже несколько суток, но спать ему не хотелось, и было ясно, что единственный способ, чтобы проснуться в новом месте, – это умереть здесь. Оставалось только найти способ это сделать. Сначала он думал разбить пустую бутылку и перерезать вены осколком стекла. Но бутылки оказались небьющимися. Кроме того, Маленький Принц почему-то был уверен, что нельзя использовать для перелёта способ, уже употреблённый ранее. К несчастью, на Планете Пьяницы не было ничего, кроме бутылок. Кстати, их количество оставалось неизменным. К вечеру они все пустели, а с утра опять были полны вином. Маленький Принц не знал, откуда берётся вино, каждый день заново, и что Пьяница будет делать, когда выберет весь ресурс. Впрочем, его это уже не волновало, – он, наконец, понял, что ему делать. Обычно он пил очень мало, уделяя больше внимания разговору. В этот вечер он не отставал от Пьяницы, и бутылки опорожнялись с головокружительной быстротой. Когда опустела четвёртая бутылка, мир вокруг Маленького Принца стал нечётким, расплывчатым и ненадёжным. Голова налилась свинцом, по телу разошлась волна тошноты. «Э, братец, да у тебя, кажись, отравление», – прогнусавил Пьяница, и Маленький Принц увидел, как в его глазах промелькнула – тревога? – даже нет, – скорее, какая-то обречённая тоска. «Тебе бы надо прочистить желудок», – ещё успел услышать Маленький Принц, и, наконец, умер.